Что такое санкции простыми словами на примере России и других стран

Что такое санкции простыми словами на примере России и других стран

Что такое санкции и какими они бывают?

Понятие санкций в современном обиходе связано с кризисом, торговыми войнами, «черными списками» и прочими запретами. Но в общем виде санкции – это экономические ограничения, которые вводит одна страна против другой страны (или группы стран).

Цель ввода санкций – путем ограничений экономических операций заставить правительство страны принять определенное решение.Например, санкции США, введенные против Ирана, призваны заставить власти свернуть программу ядерных исследований. Иногда санкции накладывает не одна страна, а группа стран (Европейский союз) или международная организация (ООН).

В новейшей истории санкции вводились для принуждения стран к принятию таких решений:

  • вывести войска с территории другой страны;
  • принять условия международного договора (разоружение, нераспространение ядерного оружия);
  • прекратить политическое преследование оппозиционных сил, провести честные выборы;
  • прекратить поддержку международного терроризма.

Санкции бывают разных видов в зависимости от того, на кого или на что они направлены. В частности, в литературе выделены такие виды санкций:

  1. индивидуальные – против отдельных физических и юридических лиц;
  2. дипломатические – высылка дипломатов из страны, прекращение дипломатических отношений;
  3. секторальные – ограничения на сотрудничество с отдельной отраслью в стране;
  4. товарные – запрет на покупку или продажу отдельных товаров;
  5. финансовые – запрет участия на международном рынке капиталов.

Наиболее широко в последние годы используются индивидуальные и секторальные санкции (против России), а также товарные (против Ирана).

Обобщенно санкции можно назвать промежуточным этапом между дипломатическими мерами (которыми можно мало чего добиться) и полноценной войной (на которую в современном мире мало кто решится).

Что такое санкции простыми словами на примере России и других стран

Экономические санкции не всегда эффективны, например, военную агрессию с их помощью прекратить практически невозможно, а степень влияния санкций на экономику зависит от многих факторов. Санкции против враждебных стран не могут быть эффективными (потому что товарооборот между ними и так минимален).

Из истории экономических санкций

Экономические санкции, вводимые против отдельных стран, существуют уже очень давно. Первые упоминания о таких ограничениях относятся к 423 году до нашей эры, когда Афины запретили посещать свои порты и рынки представителям обрасти Мегара, и это привело к началу Пелопонесских войн.

Широко санкции начали использоваться в XX веке. Самый известный пример санкций – американское эмбарго в отношении Кубы. После того, как в 1960 году руководство этой страны конфисковало собственность американских граждан и организаций, в США был запрещен импорт кубинского сахара. Позднее был установлен почти абсолютный запрет на любое перемещение товаров, а также был запрещен въезд американских граждан на Кубу. Санкции затем все больше и больше ужесточались, и лишь в 2016 году США восстановили дипломатические отношения с Кубой.

Также известны санкции США в отношении Ирана, которые были введены после свержения шахского режима в результате Исламской революции. Основной запрет касался закупки иранской нефти, заморозки иранских вкладов в американских банках. Запрет на торговлю был отменен в 1980 году, остальные санкции затем корректировались. В 1987—1990 годах снова действовало ограничение импорта нефти из Ирана.

В истории СССР тоже были случаи введения санкций. Предпосылками этого были ограничения, которые ввели США на доступ к высокотехнологичной продукции для социалистических стран. В 1951 году во время Корейской войны США расторгают торговое соглашение с СССР, в результате чего таможенные тарифы на советские товары увеличиваются в 4 раза.

Что такое санкции простыми словами на примере России и других стран

Но наиболее серьезными были последствия внесения в 1974 году в американское торговое законодательство поправки Джексона-Вэника. Поправка отменяла режим наибольшего благоприятствования в торговле для стран, которые нарушали права человека и ограничивали право на эмиграцию. Под действие этой поправки попал указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 августа 1972 г., по которому выезжающие за рубеж на постоянное место жительства граждане с высшим образованием должны компенсировать государству расходы на обучение. Свободная эмиграция из СССР была разрешена в 1989 году, тогда поправка в отношении нашей страны перестала действовать.

Кроме поправки Джексона-Вэника США вводили и другие ограничительные меры. В 1980 году в качестве ответа на ввод советских войск в Афганистан США разрывают контракт на поставку 17 миллионов тонн зерна в СССР, запрещают продажу высокотехнологичных товаров, ограничивают культурные, экономические и спортивные (Олимпийские игры) мероприятия. Зерновое эмбарго было отменено в 1981 году, однако периодически вводились другие ограничения.

Как видно, история санкций в XX веке во многом перекликается с противостоянием между Востоком и Западом. Во второй половине 80-х годов с началом Перестройки большая часть ограничений была отменена.

Санкции в современном мире

Несмотря на завершение Холодной войны и прекращение противостояние между странами социалистического блока и США, санкции остаются инструментом международного давления и сейчас.

Как отмечено выше, в XX веке Иран находился под санкциями США из-за политических причин. В 1996 году санкции были усилены Конгрессом США. Из-за разработки ракетной и ядерной программы были запрещены инвестиции в нефтяную сферу экономики Ирана. Нарушителям грозило аннулирование лицензий, ограничение кредитования и работы с государственными ценными бумагами. Санкции против Ирана были усилены еще больше после того, как в 2005 году правительство Махмуда Ахмадинежада возобновило программу обогащения урана на территории Ирана. Санкции касались иранских банков и военной промышленности, с 2012 года снова запрещена продажа иранской нефти в США.

Некоторые послабления были намечены в 2015 году, когда с заключением «ядерной сделки» Иран пошел на уступки по ядерной программе. В 2016 году были сняты санкции с большого числа граждан, организаций и имущества Ирана. Несмотря на этот прогресс, в 2018 году санкции против Ирана были восстановлены. Наиболее вероятная причина – поддержка Ираном вооруженных формирований в Сирии, Ливане, Ираке и Йемене.

Кроме Ирана, под значительным санкционным давлением находится Северная Корея (КНДР). Санкции, направленные на ликвидацию ядерного оружия, были введены Советом Безопасности ООН в 2006 году. Несмотря на это, в КНДР в 2009 году провели вторые ядерные испытания, что стало причиной для введения дополнительных санкций, среди которых запрет на продажу вооружения, финансовые ограничения, и прочие. Ракетные испытания в 2012 году стали причиной расширения санкций со стороны СБ ООН. Аналогичные ситуации происходили в 2013, 2016 и 2017 году, причем в последние годы ядерные и ракетные испытания в КНДР проводили все чаще.

В 2018 году наметился существенный прогресс в отношениях КНДР и США: были проведено несколько раундов переговоров, а руководитель Северной Кореи заявил о желании избавить страну от ядерного оружия. Однако позднее госсекретарь США Майк Помпео отметил, что санкции будут действовать до полной денуклеаризации (ядерного разоружения) Корейского полуострова.

Как видно, санкции в современном мире остаются инструментом обеспечения безопасности, в том числе ядерной. При этом есть некоторые тенденции к постепенному отказу от санкционного режима.

Виды санкций

У каждого вида санкций есть юридически обоснованный механизм. В правовых актах содержится полная информация о наказании за то или иное правонарушение или преступление, о порядке его применения. Классификация основана на видах деяний, за которые полагается ответственность:

ВидыПримеры санкций
УголовныеЛишение или ограничение свободы, смертная казнь (в РФ: с заменой на пожизненное заключение).
АдминистративныеШтраф, арест, принудительные работы, депортация из страны и т.д.
ДисциплинарныеЗамечание, выговор, лишение премии.
ИмущественныеШтраф, пени, неустойка, конфискация, принудительное банкротство.
МеждународныеЭкономическая блокада.

Также санкции — это права на совершение определенных деяний. Например, судебная санкция дает следователю право начинает уголовное преследование в отношении подозреваемого. Но в правовых актах для этого понятия используется другой термин: «постановление о разрешении».

Причиной санкций могут быть любые нарушения прав — трудовых, административных, международных и других. В зависимости от вида нарушения в юриспруденции различают несколько видов санкций.

  1. Уголовно-правовые. Это все наказания за преступления, предусмотренные Уголовным кодексом РФ. Обычно ограничиваются арестом, лишением свободы, исправительными работами или штрафами. Так, за незаконное предпринимательство в особо крупном размере, если доказанный доход был больше 9 млн рублей, могут привлечь к уголовной ответственности. Например, назначат принудительные работы или лишат свободы на срок до пяти лет.
  2. Административно-правовые. Все меры воздействий на нарушителя, предусмотренные КоАП. Речь о наказании за нарушения в различных отраслях законодательства: гражданском, налоговом, дорожном и других. Например, при нарушении правил валютного контроля налоговая может назначить штраф компании за несвоевременное предоставление документов в банк.
  3. Дисциплинарно-правовые. Санкции за дисциплинарные проступки работников в организациях. Их может применять бизнес по отношению к своим работникам. Например, сделать выговор за невыполнение трудовых обязанностей или уволить по статье.
  4. Имущественно-правовые. Санкции для имущественных должников. Такие санкции суд накладывает на нарушителя в пользу потерпевшей стороны, например возмещение ущерба или уплата неустойки.
  5. Международно-правовые. Это меры воздействия на государство, нарушившее нормы международного права. Например, запрет ЕС на поставку в Россию оборудования для высокотехнологичного производства.

В мировой истории международные санкции не всегда приводили только к негативным последствиям, но бывали неэффективны или даже полезны для страны. Так, например, прекращение работы Visa и Mastercard c некоторыми российскими банками в 2014 году простимулировало появление российской платежной системы «Мир». А в 2022 году, после блокировки карт Visa и Mastercard за пределами РФ российские банки стали выпускать карты с платежной системой UnionPay.

Цель введения экономических санкций

Ограничительные меры редко носят превентивный характер. Часто это ответ на действия того или иного государства, физических или юридических лиц, которые угрожают национальным интересам или международной стабильности.

Рестрикции могут быть международной реакцией на военное вмешательство в отношении другого государства, создание ядерного оружия, нарушения прав человека, кибератаки, трафик наркотиков. Иногда ограничения могут быть элементами экономической борьбы, попыткой ограничить свободную конкуренцию.

Формально степень правомерности или неправомерности действий одного государства не может устанавливаться другим. Решения по таким вопросам выносит Международный суд ООН. В то же время отсутствие правовых оснований не мешает отдельным государствам вводить ограничительные меры задолго до вынесения каких-либо решений.

Эффективность санкций

Не стоит недооценивать потенциал финансовых ограничительных мер. Если они масштабны, введены большей частью международного сообщества и затрагивают чувствительные отрасли, то последствия для государства могут быть тяжелыми.

Неправильно недооценивать ограничительные меры. Венесуэла после их введения столкнулась с гиперинфляцией и колоссальным товарным дефицитом. По результатам 2020 года ВВП Ирана, попавшего под санкции, по паритету покупательной способности так и не достиг показателей 2007 года.

Юридические лица страдают от ограничений еще сильнее. Особенно те, чьи ценные бумаги торгуются на фондовых площадках. После введения рестрикций компании ограничиваются в доступе на крупные привлекательные рынки, лишаются финансирования, а их котировки на бирже стремительно снижаются.

Оценивать эффективность рестрикций нужно исходя из достижения поставленных целей, среди которых могут быть: деэскалация вооруженного конфликта, смена политического курса, отказ от разработки ядерного оружия, а также другими существенными изменениями.

Экономист Гэри Клайд Хафбауэр проводил исследование, согласно которому процент успеха ограничительных мер в зависимости от целей варьируется от 21% до 51%. При этом санкции могут влиять и на субъектов, которые накладывают санкции. Однако, как отмечает Хафбауэр, масштабы такого влияния ниже.

Ограничительные меры могут иметь обратный эффект и спровоцировать побочные последствия:

  • мобилизацию вокруг лидера государства или правящей элиты, поскольку ограничения будут восприниматься как «атака на суверенитет»;
  • потерю рынка, который могут заполнить государства, выступившие против ограничительной политики;
  • появление у страны внешних покровителей, способных в обмен на политическую лояльность компенсировать внешнеэкономические издержки. Ярчайший пример — действия Советского Союза в отношении Кубы.

В Совкомбанке можно оформить кредит наличными на любые цели. Выберите удобную программу и рассчитайте ежемесячный платеж на кредитном калькуляторе. Деньги нужны срочно? Достаточно паспорта и любого второго документа. Нужна крупная сумма? Вы можете взять кредит под залог автомобиля или недвижимости. Заполните заявку на сайте и получите быстрое одобрение. Есть доставка!

Санкции как инструменты регулирования поведения людей

Под социальными санкциями понимаются любые меры воздействия на людей, связанные с групповыми нормами или ролевым поведением. Санкции – это система поощрений и наказаний, которая опирается или на поддержку большинства членов группы, или на силу и власть официальных институтов.

К санкциям можно отнести, например, всеобщее осуждение поступка или всеобщее одобрение, наказание в виде лишения свободы или в форме изоляции члена сообщества, поощрение с помощью денежной премии или повышения социального статуса. Разные сферы использования санкций, разные ситуации и их виды, приводят к большому разнообразию мер поощрения и наказания.

Неправильно рассматривать этот инструмент как проявление, например, мести за содеянное преступление или поддержку какой-то незначительной группы людей, угодных лидеру. Подобные факты могут встречаться, как и использование санкций в своих корыстных целях. Но такое использование не является обязательным условием. Вне зависимости от особенностей санкций, главная их задача: защита стабильности общества и защита социальных норм, традиций и формальных законов.

Без поддержки общества санкции недействительны. Для их эффективности должны соблюдаться определенные условия:

  • Общественное согласие – это главное условие работы санкций. С их необходимостью и характером должны быть согласны большинство членов социума. Если санкции не поддерживаются общественным мнением, то они перестают работать.
  • Всеобщий характер – обязательность для всех вне зависимости от социального статуса и положения в обществе. Если какие-то группы людей оказываются недоступны для применения санкций, то это девальвирует всю систему поощрений и наказаний, и она перестает работать.
  • Целевой характер — санкции должны быть привязаны к конкретному поступку и иметь четкую цель, например, благодарность за бескорыстную помощь или наказание за предательство. Беспричинное или несправедливое поощрение снижает значимость и эффективность санкций.
  • Соответствие поступку — превышение наказания или неоправданно высокое поощрение тоже могут привести к утрате доверия к санкциям.

Большинство социальных санкций имеют долгую историю формирования, их система складывалась постепенно на основании конвенции – соглашения. Так называется механизм принятия того или иного социального явления в процессе взаимодействия людей в социуме. Конвенциальными становятся те нормы и санкции, которые в процессе совместной деятельности и общения людей в группе доказали свою полезность, действенность и эффективность.

Виды социальных санкций

Несмотря на разветвленную систему и разнообразие санкций, существует всего две их классификации, каждая из которых включает тоже по два вида: формальные и неформальные, позитивные и негативные.

Формальные санкции – предусмотренные законом меры поощрения и наказания членов общества. Все такие санкции закреплены в официальных документах и применяются к индивидам на основании указов, приказов, постановлений, решений и т. д.

Когда-то в глубокой древности законы составлялись на базе неформальных традиций и обычаев, так называемого обычного права. Но в настоящее время формальные санкции могут очень сильно отличаться от неформальных и даже противоречить им. Этот вид системы поощрений и наказаний, как правило, не изучается психологией. Поэтому мы акцент сделает на другом виде.

Неформальные санкции исходят от членов социума. Очень часто их проводниками являются близкие нам люди: родные, друзья, коллеги. Складываются неформальные санкции в зависимости от традиций и характера группы.

Что такое санкции простыми словами на примере России и других стран

Например, в одной семье поощрением за хорошее поведение, успехи в учебе и помощь по дому может быть денежное вознаграждение, а за проступок – лишение карманных денег. И это считается нормальным, приемлемым и вполне рабочим инструментом регулирования поведения ребенка.

А в другой семье такие санкции воспринимаются с возмущением и используются исключительно меры морального поощрения: похвала, искренняя благодарность за помощь, уважение. А самым сильным наказанием будет обида родителей и осознание ребенком того, что мама очень переживала, когда он вовремя не пришел с прогулки.

Главное — это принятие и признание санкций всеми членами группы. Тогда они работают и действительно управляют поведением людей.

Даже в формальных группах, таких как трудовые коллективы, школьные классы, спортивные команды, есть неформальные санкции. Причем часто они действуют более эффективно, чем формальные. И осуждение своих коллег переживается тяжелее, чем приказ с выговором.

Так как нам с вами более интересны неформальные санкции, то остановимся на двух их видах: позитивных и негативных. Позитивные – это разные формы поощрения, как материального, так и морального:

  • денежное вознаграждение, как в примере выше;
  • подарки;
  • публичное одобрение;
  • похвала;
  • выражение благодарности;
  • повышение авторитета и социального статуса;
  • доверие и передача лидерских полномочий.

Негативные санкции проявляются в разных формах демонстрации неудовольствия и наказания:

  • публичное осуждение;
  • лишение каких-то преимуществ и благ, в том числе материальных;
  • замечания и предупреждения;
  • насмешки и обидные прозвища;
  • оскорбления;
  • игнорирование;
  • изоляция – жесткое наказание, которое можно рассматривать как изгнание из сообщества индивида, не желающего соблюдать его нормы.

Человек всегда тяжело реагирует на негативные санкции, неприязнь сообщества и тем более изоляция могут вызвать нервное расстройство и даже депрессию.

Несмотря на это, психологи более действенными считают позитивные санкции. Они не только регулируют поведение индивида, но и стимулируют совершение правильных поступков, пробуждают у человека стремление стать еще лучше, полезнее и т. д. Негативные меры могут вызвать обиду, раздражение, злость и нередко демонстративно асоциальное поведение. Отталкивая и презирая оступившегося человека, сообщество делает из него изгоя, которому уже наплевать на социум, и он считает, что может поступать, не считаясь ни с кем.

Поэтому напрашивается вывод о том, что не всегда санкции срабатывают на пользу обществу и отдельным его членам.

Многосторонние санкции в международном праве

Введение санкций Советом Безопасности (гл. 7 Устава ООН) обусловлено выявлением угроз миру или нарушением мира. Для того, чтобы признать эти угрозы реально существующими, для последующего принятия мер принуждения необходимо наличие 9утвердительных голосов из 15 членов Совета, «включая совпадающие голоса постоянных членов» (ст. 41).

Многосторонние санкции становятся обязательными для всех членов ООН, обеспечивают реализацию решений Совета Безопасности, направленных на восстановление или поддержание международного мира и безопасности. Совет имеет право задействовать вооруженные силы в случае, если блокада путей сообщения, связи или экономические санкции оказалась недостаточными и неэффективными (ст. 42).

Принимаемые меры являются обязательными для всех членов ООН, что обеспечивает реализацию решений Совета. В отдельных случаях экономические санкции могут рассматриваться как средство ведения войны, в качестве элемента стратегии принуждения. Многосторонние меры принуждения предпринимаются для поддержания мира и обеспечения верховенства международного права.

Решения Совета являются окончательными. Международный суд, иные инстанции не предусматривают никаких механизмов оценки решений Совета. В отличие от национальных органов исполнительной власти Совет Безопасности действует вне системы сдержек и противовесов, его решения носят произвольный характер. Данная проблема является актуальной в отношении полномочий Совета (ст. 39 Устава ООН) — определять угрозу, нарушение мира, что должно предшествовать принятию решения о применении мер принуждения.

В отсутствие недостаточной подотчетности и правовых механизмов единственным способом защиты от произвольного применения мер принуждения являются методы realpolitik. Поддержание определенного баланса сил между членами Совета является эффективным способом предотвращения использования его полномочий крупными игроками для собственных (иногда неправомерных) интересов.

Односторонние санкции в международном праве

В широком смысле односторонние экономические санкции являются нарушением режима свободной торговли ВТО. Односторонние санкции могут быть «правомерными» лишь в отдельных случаях. Государственный суверенитет в современном международном праве не является достаточным основанием для неограниченного и произвольного применения силы. Применение мер принуждения государством (несколькими государствами) против иного государства нельзя объяснить только верховенством государственной власти.

Суверенитет является основой для «суверенного равенства», устанавливающего определенный свод правил для поведения и действий государств на международной арене.

Односторонние санкции не противоречат международному праву, если:

  • существует угроза национальной безопасности;
  • они являются мерой противодействия неправомерному поведению другого государства.

Последствия санкционной активности

Резюмируя, необходимо обозначить прямые и косвенные последствия политики ограничений. Из прямых последствий:

  • Санкции создают экономические проблемы для тех, в отношении кого они вводятся.
  • Ограничения в отдельных случаях способствуют изменению политики государства, привлечению к ответственности тех, кто совершил противоправные деяния.
  • Государству, помимо решения текущих политических проблем, приходится усиленно спасать экономику, в том числе бороться с последствиями инфляции и девальвации национальной валюты.

Из косвенных последствий:

  • Ограничения могут объединить население вокруг лидера или правящей элиты, а политический курс будет продолжен.
  • Рестрикции бьют по обычным гражданам, что создает негативное отношение к их инициаторам.
  • После нескольких лет шока экономика может перестроиться, стать более сильной, в том числе за счет появления новых возможностей у представителей других стран.

Последствия во многом абстрактны, поскольку оценивать их нужно с учетом конкретной политической и экономической ситуации.

Видео разбор

Источники
  • https://bankstoday.net/last-articles/zapad-protiv-samoe-vazhnoe-o-sanktsiyah-protiv-rossii
  • https://zaym-go.ru/sovety-ekspertov/2180-chto-takoe-sankcii.html
  • https://sovcombank.ru/blog/glossarii/finansovie-i-ekonomicheskie-sanktsii--eto-instrument-ili-oruzhie-
  • https://psychologist.tips/4867-sanktsii-chto-eto-takoe-sut-soderzhanie-vidy.html
  • https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/sankcii_v_mezhdunarodnom_prave/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рейтинги и обзоры гаджетов
Adblock
detector